Басин Евгений Яковлевич (26.07.1929 - 28.05.2016) — философ, психолог; доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации. Заслуженный работник культуры РФ.
Родился в Томске. Окончил отделение логики и психологии филологического факультета Московского гор. педагогического института им. В.П.Потемкина (1952). Преподавал логику и психологию в школах Москвы. Научный сотрудник сектора эстетики ИФ АН СССР (1959—1964), доцент кафедры философии Московского технологического института легкой промышленности (1964—1972). Научный сотрудник сектора эстетики Всесоюзного НИИ искусствознания (1977—1986). С 1986 по 2002 — Зав. кафедрой гуманитарных и социальных наук Московской государственной академии художеств им. В.И.Сурикова. Кандидатская диссертация — по философии, посвящена проблеме знаковости языка в истории философии (1956); докторская диссертация — "Критический анализ семантической философии искусства" (1974). Одна из главных областей научной - исследовательской работы Е.Я.Басина — анализ семантической эстетики, использующей понятие языка, символа и знака при характеристике искусства. Семантическая эстетика, базирующаяся на философской интерпретации лингвистических, семиотических и аксиологических аспектов знаков искусства, трактуется Е.Я. как единое направление — семантическая философия искусства, в то же время связанная с национальными философиями и эстетическими школами (неопозитивизм, неокантианство, неогегельянство и др.). Корни этого направления Е.Я. видит не только во всеобщей лингвистической ориентации философии, характерной для многих течений западной философии XX века, и не только в некоторых особенностях развития искусства XX века (авангардистские тенденции), но и в философско-эстетических учениях прошлого, начиная с античности и до Гегеля включительно. В центре исследования Е.Я. по психологии искусства — проблема личностного подхода, согласно которому главная проблема психологии искусства — проблема "Я и форма". Такой подход позволяет сосредоточить внимание на проблеме эмпатии, понимаемой не просто как "сопереживание", а как главный психологический механизм моделирования художеств. Я — иерархической системы воображенных Я, регулирующих творческо - художественный процесс (кибернетический аспект) на трактовке художественной фантазии, как неразрывно взаимосвязанных процессов воображения и эмпатии, на доказательстве, что эмпатия — это не один из приемов искусства, а закономерность художественно-творческого процесса творца и перципиента (зрителя, слушателя), на выявлении специфики не только художественной эмоции (эмоти-вистский подход), но художественной психологии в целом (личностный подход!) — главном предмете психологии искусства.
Соч.: Проблема знаковости языка в истории философии // ФН. 1962. № 6;
О природе изображения // ВФ. 1968. № 4;
Семантическая философия искусства. М., 1973 (2-е изд., на англ. яз., 1978, 3-е — 1998);
"Двуликий Янус" (о природе творческой личности). М., 1996; Коммуникативное молчание // Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997;
Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). М., 1999; Художественная эмоция // Творчество в искусстве — искусство творчества. М., 2000;
Эмпатия и художественное творчество. М., 2000.
{"list":"","info":"