EnglishFrenchGermanItalianPortugueseRussianSpanish
LDWTIME - ПРИШЛО ВРЕМЯ LDW

- НОВОСТИ САЙТА - ВСЕХ С НОВЫМ 2020 ГОДОМ! ДОБРА, СЧАСТЬЯ, ЗДОРОВЬЯ И УДАЧИ.|| Внимание! У нас появилась страница ВИДЕО приятного просмотра. || Ждём вас в Нашей группе ВК || У нас появился спонсор ||






РАЗДЕЛ III - АНТОЛОГИИ.
ИСКУССТВО И ЭНЕРГИЯ
Философско-эстетический аспект. Москва, МГУКИ, 2005, стр. 280.
Аннотация. Книга, с которой познакомится читатель, свидетельствует о том, что «область искусства в самом деле всецело подчинена действию энергетического императива (В. Оствальд). Проблема художественной энергии издавна занимала умы философов, эстетиков, психологов, искусствоведов (в том числе и литературоведов) и мастеров искусства. Об этом говорит содержание антологии. На сегодняшний день данный вопрос наименее изучен в науке об искусстве. Можно надеяться, что антология внесет известный вклад в понимание данного вопроса.
Оглавление Басин Е.Я. Искусство и энергия (вступительная статья)……………………………....………5 Антология. Философы, эстетики ………….……………………………39 Аристотель, И. Кант, Ф. Гегель, Ф. Шиллер, Дионисий Галикарнийский, Псевдолонгин, Плотин, Лоренцо Валла, У. Хогарт, Ф. Новалис, Ф. Грильпарцер, С. Кьеркегор, Г. Аллен, С. Кольридж, П. Шелли, А. Бэйн, И. Тэн, А. Бергсон, Р. Фрай, Дж. Дьюи, Г.Рид, Н. Гартман, Й. Хейзинга, Дж. Сантаяна, Д.Готшальк, А.В. Луначарский Психологи ………………………………….………….…..62 Г. Рибо, З. Фрейд, К. Юнг, Л.С. Выготский, М.Арнаудов, Р. Арнхейм, А. Лоуэн, Г.А. Голицын Литературоведы, искусствоведы ………………………113 Я. Мукаржевский, Ю.Н. Тынянов, М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Г. Бояджиев, Б. Балаш, Я.А. Тугендхольд, М.А. Алпатов, Н.А. Дмитриева, А.А.Каменский, В.Н. Прокофьев Мастера изобразительного искусства ..…………………151 Д. Рейнольдс, Ж. Энгр, П. Давид, Э. Делакруа, Э.Писсарро, П. Гоген, М. Дени, П. Синьяк, А. Матисс, Ж. Руо, А. Дерен, А. Майоль, В. Ван Гог, А.Гильдебрандт, Дж. Сегантини, М. Клингер, К.Кольвиц, Э. Барлах, Э. Кирхнер, Э. Мунк, И. Сулоага, Э. Нольде, В. Кандинский, И.Н. Крамской, Ф.В. Васильев, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, С.В. Иванов, М.А. Врубель, В.А. Серов, М.В. Нестеров, А.С. Голубкина, В.Э. Борисов-Мусатов, А.П. Остроумова-Лебедева, К.С. Петров-Водкин, В.А. Фаворский, И.Э. Грабарь, А.А. Дейнека Писатели, поэты ………………………………………….173 И. Гете, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, А.М. Горький, А.Н. Толстой, К.Г. Паустовский, С. Моэм, П. Валери, Б.Л. Пастернак Режиссеры, актеры ………………………………………186 К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, М.А. Чехов, М.О. Кнебель, Б. Брехт, С. Михоэлс, Ю.А. Завадский, С.В. Образцов, Б.Е. Захава, А.М. Лобанов, П.Брук, Н.М. Эфрос, В.Н. Яхонтов, В.Н. Аксенов, М.А. Захаров, С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин, С.И. Юткевич, Ч. Чаплин Музыканты, композиторы ………………………………..257 Ф.И. Шаляпин, Б.В. Асафьев, Г.Г. Нейгауз Именной указатель ……………………………………..…269 Предметный указатель ........................................................274 Именной указатель Аввакум П. Борисов-Мусатов В.Э. Авенариус Р. Брехт Б. Аветисян М.К. Брук П. Айзенк Х. Брунеллески Ф. Акимов Н.П. Бунин И.А. Аксенов В.Н. Бэйн А. Аллен Г. Бюхер К. Алпатов М.В. Вагнер Р. Аммон Г. Валери П. Андреев Н.А. Валла Г. Андронов Н.И. Ван Гог В. Аристотель Ван Дейк А. Арнаудов М. Василюк Ф.Е. Арнхейм Р. Васильев Ф.А. Арто А. Веласкес Д. Асафьев Б.В. Верроккьо Асеев Н.Н. Веселовский А.Н. Балаш Б. Вольтер А. Бальзак О. Врубель М.А. Баркер Р. Выготский Л.С. Барлах Э. Гартман Н. Басин Е.Я. Гегель Ф. Бассин Ф.В. Гейзенберг В. Баттё Ш. Гельвеций К. Бахтин М.М. Гердер И. Белый А. Герцен А.И. Бергсон А. Гете И. Берлиоз Г. Гиберти Л. Блонский П.П. Гильдебрандт А. Глазунов А.К. Завадский Ю.А. Глинка М.И. Захава Б.Е. Гоген П. Захаров М.А. Гоголь Н.В. Зинченко В.П. Гойя Ф. Золя Э. Голдовский Л. Иванов С.В. Голицын Г.А. Каган М.С. Голубкина А.С. Казарес М. Гольбейн Х. Калинин В. Гончаров А.Д. Калло Ж. Горький А.М. Кандинский В.В. Готшальк Д. Кант И. Грабарь И.Э. Каменский А.А. Грильпарцер Ф. Кирхнер Э. Давид П. Клингер М. Давыдов В.Н. Кнебель И.О. Дарвин Ч. Кольвиц К. Дега Л. Кольридж С. Дейнека А.А. Кончаловский П.П. Делакруа А. Коро К. Дени М. Кравченко А.И. Дерен А. Кракауэр З. Джабаев Дж. Крамской И.Н. Дионисий Г. Крейтлер С. Домье О. Крейтлер Х. Донателло Н. Кулиев К. Дьюи Дж. Куприн А.В. Евстихиева Е.А. Курбе Г. Емельянов-Ярославский Л.Б. Курт Э. Ермолова М.Н. Кьеркегор С. Жилинский Д.Д. Ларжильер Н. Ларионов М.Ф. Маяковский В.В. Леже Ф. Медичи Л. Лем С. Мейерхольд В.Э. Лентулов А.В. Меньшиков А.Д. Леонардо да Винчи Мерлин В.С. Леонтьев А.Н. Микеланджело Б. Липков А.И. Михоэлс С.М. Липпс Т. Моложавый С. Лист Ф. Моцарт В. Лобанов А.М. Моэм С. Ломов Б.Ф. Мукаржевский Я. Лосев А.Ф. Мунк Э. Лотман Ю.М. Мусоргский М.П. Лоуэн А. Мухина В.И. Луначарский А.В. Нариманбеков Т.Ф. Лурия А.Р. Нейгауз Г.Г. Мазаччо Т. Нестеров М.В. Мазерель Ф. Нойман Э. Мазини А. Новалис Ф. Майоль А. Нольде Э. Мак-Уинни Г. Образцов С.В. Мандельштам О.Э. Овсянико- Куликовский Д.Н. Манн Т. Оствальд В. Мане Э. Остроумова- Лебедева А.П. Матвеев А.М. Орлова Е.М. Матейко Я. Охлопков Н.П. Матисс А. Папанов А.Д. Маркс К. Пастернак Б.Л. Мах Э. Паустовский К.Г. Петр I Самохвалова В.И. Петров-Водкин К.С. Сантаяна Дж. Пикассо П. Сезанн П. Пименов Ю.И. Симонов П.В. Писсарро К. Синьяк П. Плотин Смирнов И.Н. Поленов В.Д. Смолин А. Попков В.Е. Смолин П. Потебня А.Ф. Спенсер Г. Прокофьев В.Н. Станиславский К.С. Псевдолонгин Сулоага И. Пуссен Н. Суриков В.И. Пушкин А.С. Тальма Ф. Райн Дж. Тинторетто Я. Ранк О. Толстой А.Н. Рашевский Н.П. Толстой Л.Н. Рейнольдс Дж. Торшилова Е.М. Рембрандт Х. Тугендхольд Я.А. Репин И.Е. Тынянов Ю.Н. Рибо Г. Тышлер А.Г. Рид Г. Фаворский В.А. Римский-Корсаков Н.А. Фальк Р.Р. Рихтер Ж.-П. Фрай Р. Роден О. Фрейд З. Ротенберг О.С. Херис Дж. Рубенс П. Хмелев Н.П. Рубинштейн С.Л. Хогарт У. Руо Ж. Хэнзел Ч. Руссо Ж.-Ж. Ципф Г. Сагатини Дж. Цукки В. Сальвини Т. Чайковский П.И. Чаплин Ч. Штернберг Д.П. Челлини Б. Эйзенштейн С.М. Чехов М.А. Эль Греко Д. Шаванн де П. Энгр Ж. Шарден Т. де П. Эрзя (Нефедов С.Д.) Шекспир В. Эфрос Н.М. Шелли П. Юнг К. Шере Ж. Юткевич С.И. Шеррингтон Ч. Янковский О.И. Шкловский В.Б. Яхонтов В.Н. Шопен Ф. Предметный указатель Активность Бессознательное (см.: инстинктивное) Взрыв эмоциональный энергетический творческий и смех «Градус» напряжения воздействия Гипноз и искусство Движение и энергия эмоциональное (см.: динамика) Жест психологический (см.: движение) Динамика (динамический) в искусстве Задержка («психологическая запруда») в искусстве (см.: порог) Зритель (см.: энергия зрителя) Изобразительное искусство Инстинкт (-ивное) (см.: бессознательное) Интенсивность в искусстве (см.: напряжение, сила) Информация Катарсис энергетический (см.: разряд энергетический в искусстве) «Легкость» в художественном творчестве Либидо Магнит (магнетизм) в искусстве (см.: сила притяжения) Музыка и энергия и сила (интенсивность) и напряжение Напряжение физическое физиологическое артикуляционное эмоционально-волевое силы духа ценностное познавательно-поэтическое композиционное и музыка (см.: напряженность) Напряженность (см.: напряжение) Пафос (патетическое) (см.: экзальтация) «Порог» (энергетический) в искусстве Работа (труд) нервная психическая воображения остроумия художника «Радиоволны» в искусстве «Разряд» в искусстве (см.: катарсис) Ресурс энергетический дефицит Сила (мощь, сильное) понятие накопление сбережение избыток рассеивание игра равновесие физическая ощутимость искусства и подъем материальная космическая жизненная (витальная) электрохимическая нервная сексуальная чувственная душевная (воображения, эмоций) перцептивная (визуальная) высшая иррациональная динамическая притягательная отталкивающая центростремительная центробежная ценностная эстетическая поэтическая трагедийная монументальная земли гения (таланта) возбуждения образов выражения красок ритма впечатления звука музыки и социальный детерминизм как тема и образы произведения как качество художественного образа как запрет и наука и творчество и вдохновение и демоническое начало и любовь и вкус и возвышенное (см.: энергия, напряжение) Силовое поле (см.: напряжение) Слабое (слабость, вялое) Словесное искусство (см.: энергия словесного искусства) Слушатель (см.: энергия слушателя) Сценическое искусство (см.: энергия сценического искусства) Темперамент художественный Темпо-ритм (см.: сценическое искусство) Ток нервный музыкальный замыкание «Толчок» (в искусстве) энергетический динамический Утомление (переутомление) в искусстве Ценность энергетическая Читатель (см.: энергетика читателя) Экзальтация (экстаз, исступление, одержимость) в творчестве «Электричество» («электрический») в искусстве Энергия понятие источник стимуляторы мобилизация («приливы») траты (расход, убыль, «отливы») экономия обмен (коммуникация) превращение закон сохранения динамическая (двигательная) физическая (см.: сила) кинематическая биоэнергия (излучение, вибрация) нервная психическая (душевная, мышления, чувств, воли, внимания, воображения, вчувствования) духовная (духа) смысловая потенциальная (запасная) «живая» стихийная (бессознательная, инстинктивная) направленная содержания произведения (темы, предмета изображения) формы (художественной структуры) природы художника новатора зрителя слушателя читателя музыки (звуковая, интонационная) словесного искусства (поэзии, слова, стиха) изобразительного искусства (пластически-живописная, цвета, кисти) сценического искусства как качество произведения как средство выразительности и информация (см.: информация) и игра и дыхание и ценность и норма и эстетика (гармония, красота, смех, комическое) и этика (совесть, убеждения) и идеология Энтропия (закон) и искусство *** Сергей Эйзенштейн. Психологические вопросы искусства. Москва, Издательство «Смысл», 2002, стр. 319. Второе издание О строении вещей. С.-П. «Алетейя», 2014, стр. 319. Рецензент: доктор психологических и доктор филологических наук, профессор, академик РАО А.А. Леонтьев. Аннотация. В книгу включены наиболее важные материалы по психологии искусства, содержащиеся в опубликованных произведениях С.М. Эйзенштейна (шести томное издание, Москва 1964 - 1971 и др.), так и в его архивных материалах («Метод», «Основная проблема» и др.). Вступительная статья и подробно разработанный предметный указатель представляют взгляды С. Эйзенштейна на психологию искусства как на феномен художественной культуры в систематическом целостном виде. Издание может представлять интерес для студентов и преподавателей творческих учебных заведений, старшеклассников; для научных работников гуманитарных факультетов; может быть рекомендовано как пособие по курсу культурологии. Содержание.
Басин Е.Я. Психология искусства С.М.Эйзенштейна.
Монтаж аттракционов (1923).
К вопросу о материалистическом подходе к форме (1925).
С. Эйзенштейн о С. Эйзенштейне, режиссере кинофильма «Броненосец «Потемкин» (1926).
Будущее советского кино (1927).
Перспективы (1929).
Четвертое измерение в кино (1929).
Принципы нового русского фильма.
Доклад С.М. Эйзенштейна в Сорбоннском университете (1930).
Выступление С.М. Эйзенштейна на обеде, данном в его честь Академией кинонауки и искусства в Голливуде
«Одолжайтесь!» (1932).
Динамический квадрат (1932).
Родится Пантагрюэль (1933).
Через революцию к искусству – через искусство к революции (1933).
Режиссура. Искусство мизансцены (1933 – 1934).
С.М. Эйзенштейн – В. Райху (1934).
Выступление и заключительное слово на Всесоюзном творческом совещании работников кинематографии (1935).
Программа преподавания теории и практики режиссуры (1936).
Монтаж (1937).
Монтаж 1938 (1938).
«Александр Невский» (1938).
О строении вещей (1939).
Еще раз о строении вещей (1940).
Вертикальный монтаж (1940).
Бедный Сальери (1940).
Гордость (1940).
Диккенс. Гриффит т мы (1942).
Charlie the Kid (1943 – 1944).
Сергей Эйзенштейн (1944).
Как я стал режиссером (1945).
Неравнодушная природа (1945).
Пафос (1946 – 1947).
Истинные пути изобретения (1946).
Автобиографические записки (1946).
[Из неоконченного исследования о цвете] (1946 – 1947).
О стереокино (1947).
Цветовое кино (1948).
[«Метод»].
«Основная проблема» (Grundproblem).
Психология искусства.
Конспект лекций по психологии искусства. *** УРОКИ ВАН ГОГА. Ростов-на-Дону, 2008, стр. 155. СОДЕРЖАНИЕ. Вступительная статья. Е.Я. Басин УРОКИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ. (Можно ли научиться творчеству?). ГЛАВА 1. «ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК». ГЛАВА 2. «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕАК». ГЛАВА 3. УЧЕБА. ГЛАВА 4. ТЕХНИКА, РЕМЕСЛО. ГЛАВА 5. МАСТЕРСТВО. ГЛАВА 6. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ГЛАВА 7. ЭТИКА ХУДОЖНИКА-ТВОРЦА. ГЛАВА 8. ЭТИКА ХУДОЖНИКА-ЧЕЛОВЕКА. БИБЛИОГРАФИЯ. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ. Аннотация.
Ван Гог – это тот художник, сама биография которого была историей развития его художественной личности. Изучение биографии и писем Ван Гога, составивших основное содержание данной книги, помогает выявить некоторые общие факторы зарождения, становления и развития художественной личности. Ван Гог был «самоучка», но ему удалось избежать тех опасностей, которые встречаются на пути самоучек. Материалы антологии говорят, что Ван Гог реализовал в своем самообучении и развитии принципы и методы, которые нашли отражение в теории и практике выдающихся педагогов. В этом один из важнейших «уроков» Ван Гога. Но главный урок в том, что художник сам сумел развить в себе внутреннюю личностную потребность мыслить, чувствовать и «говорить» на языке искусства. Наличие в книге вступительной статьи, комментариев, делают антологию ценным пособием для тех, кого интересует судьба и творчество Ван Гога, а также для всех, кто хочет «научиться» творчеству.
Библиография.
1. Ван Гог В. Письма. Л. 1935. Т. 1-2. Л.-М., 1966.
2. Мейер-Грефе Ю. Импрессионизм. М., 1913.
3. Вентура А. От Мане до Лотрека. М., 1958.
4. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. М., 1962.
5. Гансовский С. Ф. Винсент Ван Гог // X и Ж. 1970. N 1-4.
6. Прокофьев В. Постимпрессионизм. М., 1973.
7. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973. (М., 1997).
8. Петрочук О. Рисунки Ван Гога. М., 1974.
9. Мурина Е. Ван Гог. М., 1978
10. Дмитриева Н.А. Ван Гог. Человек и художик. М., 1984.
11. Сноу Ч. Жажда жизни. С.-П., 1993.
12. Graets R. The symbolic Language of Vincent Van Gogh. Paris. 1965.
13. Huyghe R. Van Gogh. Paris. 1965.
14. Szymanska A. Unbekannte Yugendzeichnungen Vincent Van Goghs, Berlin, 1967. *** ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО [антология] Москва, Гуманитарий, 2009 Материалы антологии характеризуют Станиславского как выдающегося психолога. Психологический аспект «системы Станиславского» – это фундамент для театральных школ различных, даже противоположных стилистических направлений. Система Станиславского выходит за рамки сценической психологии искусства, она важна для понимания психологии искусства в целом. Вскрыв на материале художественной психологии закономерности нового психологического феномена – психологии воображенной жизни, Станиславский внес вклад в научную психологию. Учитывая сказанное, можно утверждать, что данная антология будет представлять интерес не только для актеров и режиссеров, студентов и преподавателей театральных учебных заведений, но и для психологов, философов, искусствоведов и культурологов. ОГЛАВЛЕНИЕ Е.Я. Басин. К.С. Станиславский как психолог Сценического искусства Из письма Л.Бернау (1897) Из письма М.Ф. Андреевой (1902) Из письма И.М. Лапицкому (1902) Из подготовительных материалов к труду о творчестве актера. (900-е годы) «Об актерском амплуа» «Ответ третейским судьям по делу В.Ф. Комиссаржевской и В.Э. Мейерхольда» (1907) Отчет о десятилетней художественной деятельности Московского художественного театра (1908) Из заметок об артистической этике и дисциплине (1907 – 1909) Из письма В.В. Котляровской (1908) Из письма М.А. Мелетинской (1909) Из письма Н.В. Дризену (1909) Из письма О.В. Гзовской (1910) Из письма к Вл.И. Немировичу-Данченко (1910) Из письма О.В. Гзовской (1911) Из письма Л.Я. Гуревич (1912) Из письма В.В. Лужскому (1912) Из заметок о театральном искусстве. Искусство и искусственность (1901 – 1912) Из письма О.В. Гзовской (1913) Из письма В.А. Теляковскому (1915) Из письма к Вл.И. Немировичу-Данченко (1916) Проект воззвания Союза московских артистов (1917) Работа над ролью («Горе от ума») (1916 – 1920) «О различных направлениях в театральном искусстве» (1909– 1922) Из письма к В.С. Алексееву (1924) В Коллегию Наркомпроса (1924) Из письма Н.В. Волконской (1924) Из письма Н.С. Голованову Из письма Ф. Жемье (1926) Из письма И.И. Титову (1926) Моя жизнь в искусстве (1926) Из письма Б.Г. Иванову (1927) Письмо С.В. Егоровой (1927) О сознательном и бессознательном в творчестве (1928) Из письма коллективу МХАТ (1929) Из письма Е.К. Малиновской (1930) Из письма Л.Я. Гуревич (1930) О кино (1930) Мое мнение по поводу перехода оперного театра моего имени в экспериментальный театр (1930) Из письма Л.Я. Гуревич (1931) Из письма П.А. Калужской (1931) Искусство актера и режиссера (1929 – 1932) Участникам юбилейного вечера (1933) Работа над ролью («Отелло») (1930 – 1933) Из письма В.И. Качалову (1935) Из письма Я.И. Боярскому(1936) Из письма А.И. Ангарову (1937) Работа над ролью («Ревизор») (1936 – 1937) Работа актера над собой. Часть 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. (1938) Работа актера над собой. Часть II. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. (1933 – 1938 Именной указатель Предметный указатель *** СТАНИСЛАВСКИЙ: ПСИХОТЕХНИКА АКТЕРСКОГО ИСКУССТВА. Москва, Гуманитарий, 2010. Второе издание С.-П., «Алетейя», 2014. В антологии приводятся в извлечениях все основные тексты К.С. Станиславского, где затрагиваются психологические вопро-сы театрального искусства. Материалы антологии характери-зуют Станиславского как выдающегося психолога искусства. Психологические основы «системы Станиславского» – это фундамент для театральных школ различных, даже противоположных стилистических направлений. В 2009 г. в издательском доме «Гуманитарий» вышла в свет работа «Психологические основы системы Станиславского». В отличие от нее настоящая антология расширена за счет дополнительных материалов, делающих акцент на практической стороне (психотехнике) системы. Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №10-03-00 631а) ОГЛАВЛЕНИЕ Е.Я. Басин. К.С. Станиславский – «мастер практической сценической психологии» Из письма Л. Бернау (1897) Из письма М.Ф. Андреевой (1902) Из письма И.М. Лапицкому (1902) Из подготовительных материалов к труду о творчестве актера (900-е годы) «Об актерском амплуа» «Ответ третейским судьям по делу В.Ф. Комиссаржевской и В.Э. Мейерхольда» (1907) Отчет о десятилетней художественной деятельности московского художественного театра (1908). Из заметок об артистической этике и дисциплине (1907 – 1909 Из письма В.В. Котляровской (1908) Из письма М.А. Мелетинской (1909) Из письма Н.В. Дризену (1909) Из письма О.В. Гзовской (1910) Из письма Вл.И. Немировичу-Данченко (1910) Из письма О.В. Гзовской (1911) Из письма Л.Я. Гуревич (1912) Из письма В.В. Лужскому (1912) Из заметок о театральном искусстве. Искусство и искусственность (1901 – 1912) Из письма О.В. Гзовской (1913) Из письма В.А. Теляковскому (1915) Из письма Вл.И. Немировичу-Данченко (1916) Проект воззвания Союза московских артистов (1917) Работа над ролью («Горе от ума») (1916 – 1920) «О различных направлениях в театральном искусстве» (1909 – 1922) Из письма В.С. Алексееву (1924) В Коллегию Наркомпроса (1924) Из письма Н.В. Волконской (1924) Из письма Н.С. Голованову Из письма Ф. Жемье (1926 Из письма И.И. Титову (1926) Моя жизнь в искусстве (1926) Из письма Б.Г. Иванову (1927) Письмо С.В. Егоровой (1927) О сознательном и бессознательном в творчестве (1928) Из письма коллективу МХАТ (1929) Из письма Е.К. Малиновской (1930) Из письма Л.Я. Гуревич (1930) О кино (1930) Мое мнение по поводу перехода оперного театра моего имени в экспериментальный театр (1930) Из письма Л.Я. Гуревич (1931) Из письма П.А. Калужской (1931) Искусство актера и режиссера (1929 – 1932) Участникам юбилейного вечера (1933) Работа над ролью («Отелло») (1930 – 1933) Из письма В.И. Качалову (1935) Из письма Я.И. Боярскому (1936) Из письма А.И. Ангарову (1937) Работа над ролью («Ревизор») (1936 – 1937) Работа актера над собой. Часть 1. Работа над собой в творческом процессе переживания (1938) Работа актера над собой. Часть II. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения (1933 – 1938) *** ПОЛНОТА КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Евгений Яковлевич Басин Сергей Сергеевич Ступин Москва, «СЛОВО», 2011, стр. 212 Редактор Т.В.Бондаренко В теоретические статьях данной книги («Полнота как художественная ценность», «Открытая форма в искусстве. К пониманию художественной «неполноты») разрабатываются антропологические, аксиологические и художественно-эстетические аспекты проблемы полноты. В поле зрения авторов широкий спектр актуальных вопросов философии, эстетики, теории искусства и психологии творчества: эмпатия, целостность, открытость, художественный бриколаж, импровизация, полисемантика и др. Вторую часть настоящей работы (хрестоматии) составили высказывания философов, искусствоведов, литературоведов, психологов и мастеров различных видов искусства, освещающие отдельные грани этого многосоставного феномена. В 2009 году увидела свет хрестоматия «Гармония. Полнота. Совершенство», авторами которой были Е.Я.Басин, Г.В. Иванченко и Ю.В.Рыжов. Настоящая книга посвящена только одной категории – полноте, что нашло отражение как в материалах хрестоматии, в предметном указателе, так и в двух проблемных статьях авторов. СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ 8 Е. Я. Басин Полнота как художественная ценность 8 С.С.Ступин Открытая форма в искусстве. К пониманию художественной "неполноты" 22 Хрестоматия 67 Философы 67 Пифагор 67 Гераклит 67 Парменид 67 Платон 68 Аристотель 68 Чжань Янь-юань 69 Д. Юм 70 Ш.Л. Монтескье 70 Г.В. Лейбниц 70 Дж. В. Гравина 71 И. Кант 71 Г.В.Ф. Гегель 76 И.Г. Гердер 83 В. Гумбольдт 83 И.Г. Фихте 84 Ф.В.Й. Шеллинг 85 Л.А. Фейербах 85 Ф. Шлегель 86 Н. Гартман 86 А. Бергсон 88 Ж. Маритен 89 Г. Рид 89 Дж. Дьюи 90 Э.С. Брэдли 91 В.Г. Паркер 91 Д.У. Готшальк 92 Х. Ортега-и-Гассет 92 Ф. Грильпарцер 95 М.М. Бахтин 95 А.Ф. Лосев 95 В.П. Шестаков 96 Э. Жильсон 98 Т. Адорно 102 Г. Зедльмайр 103 У. Эко 103 Психологи 109 Г. Рибо 109 Л.С. Выготский 109 Р. Арнхейм 110 Литературоведы, эстетики, искусствоведы 112 Дж.Вазари 112 Ю.Н. Тынянов 112 В.М. Жирмунский . 113 П. Файст 113 А.А. Каменский 115 Н.А. Дмитриева 116 Б.И. Додонов 117 Г.Н. Бояджев 117 Н.Н. Волков 118 М.В. Алпатов 121 Г.А. Недошивин 122 Р. Дж. Коллингвуд 122 М.С.Каган . 123 С.П. Батракова . 124 О.А. Кривцун 127 В.С. Турчин 130 В. Гор 131 Е.А. Кондратьев 137 Мастера изобразительного искусства 140 А. Дюрер 140 Н. Пуссен 140 В. Ван Гог 140 К. Моне 151 П. Синьяк 152 Ж. Руо 152 А. Дерен 153 Э. Делакруа 153 Г. Курбе 154 Х. Маре 155 М. Либерманн 155 М. Клингер 155 П.Клее 155 Э. Нольде 156 А. Модильяни 156 И.Е. Репин 157 В.И. Суриков 157 А.С. Голубкина 157 И.Э. Грабарь 158 И.Н. Крамской 158 Ф.А. Васильев 158 К.А. Коровин 158 В.В. Кандинский 159 АРХИТЕКТОРЫ, ТЕОРЕТИКИ АРХИТЕКТУРЫ Г. Вельфлин 160 Е.А. Розенблюм 161 К.Курокава.. 166 А.Г.Раппапорт 167 И.А.Азизян 169 Писатели, поэты 170 Гораций 170 Г.Э. Лессинг 171 И.В. Гете 172 В. Гейнзе 175 Ф. Шиллер 175 И.Х.Ф. Гельдерлин 175 Новалис 176 О. Бальзак 176 П. Валери 178 Л.Н. Толстой 179 А.А. Блок 180 А.Н. Толстой 180 Б.Л. Пастернак 181 Ж. Кокто 183 Режиссеры, актеры 184 К.С. Станиславский 184 С.М. Эйзенштейн 188 С.В. Образцов 196 Музыканты, композиторы, музыковеды 198 Ф. Мендельсон 198 Ф. Шопен 198 М.И. Глинка 198 П.И. Чайковский 198 Ф.И. Шаляпин 199 Б.В. Асафьев 200 П. Булез 201 М. Сапонов 203 Г.Г. Нейгауз 203 Предметный указатель 204 Литература 209 Литература Адорно Т. Священный фрагмент – по поводу «Моисея и Аарона» А.Шёнберга (цит. по Лаку-Лабарт Ф. Musica Ficta. – СПб.: Axioma. 1999. С.178.) Азизян И.А. Типологически характерные композиционные «каноны» архитектуры модернизма / Теория композиции как поэтика архитектуры. М., 2002 Алпатов М. Немеркнущее наследие. М., 1990. Античные мыслители об искусстве / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса. М., 1938. Антология мировой философии в 4 т. М., 1969-1972. Аристотель. Сочинения в 4 т. М., 1979-1983. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М., 1975. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 1-5. М., 1952-1957. Бальзак О. Собрание сочинений в 24 т. М., 1960. Батракова С.П. Театр-Мир и Мир-Театр. М., 2010. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. М., 1996. Блок А.А. Собрание сочинений в 6 т. М., 1971. Бояджев Г.Н. Поэзия театра. М., 1960. Вазари Дж. Жизнеописания знаменитых живописцев. Валери П. Об искусстве. М., 1976. Ван Гог. Письма. М.-Л., 1966. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 2002. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1984. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. Гартман Н. Эстетика. М., 1958. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. XII-XIV. М, 1938-1958. Гете И.В. Об искусстве. М., 1975. Гор В. Классическое в неклассическую эпоху. М., 2010. Гораций. Наука поэзии / Собр. соч. СПб., 1993. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Дмитриева Н.А. Ван Гог. Человек и художник. М., 1984. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962. Добрицына И.А. Теоретическая мысль архитектурного постмодернизма: концепция симбиоза / Вопросы теории архитектуры: Архитектура и культура России в ХХ века / Под ред. И.А. Азизян. М., 2009. С. 300. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. Жильсон Э. Живопись и реальность. М., 2004. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии / Задачи поэтики. СПб. 2001. С.137. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. М., 2000. История эстетики. Памятники мировой эстетичес­кой мысли. Т. 1-5. M., 1962-1970. Каган М.С. Системность и целостность // http://psylib.ukrweb.net/books/_kagam01.htm. Каменский А.А. Романтический монтаж. М., 1989. Кант И. Сочинения в 6 т. М., 1964-1966. Кокто Ж. Петух и арлекин. СПб., 2000. Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства. М., 1999. Кондратьев Е.А. Художественная деталь и целое. М., 2010. Кривцун О.А. Творческое сознание художника. М., 2008. Крючкова В.А Антиискусство: Теория и практика авангардистских движений. М., 1985. Курокава К. Две системы метаболизма // Современная архитектура. 1968. №6. с. 251 Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. Лессинг Г.Э. Избранные произведения. М., 1953. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Мастера искусства об искусстве. Т. 1-7. М., 1965-1970. Недошивин Г. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М., 1972. О музыке и музыкантах: Афоризмы, мысли, изречения, высказывания. Л., 1969. Образцов С. Моя профессия. М., 1981. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства / Восстание масс. М., 2005. Пастернак Б. Об искусстве, М., 1990. Платон. Сочинения в 3 т. М., 1969-1971. Раппапорт А.Г. К пониманию поэтического и культурно-исторического смысла монтажа / Монтаж. Литература. Искусство. Театр. Кино. М., 1988. Рибо Г. Психология чувств. СПб., 1912. Розенблюм Е.А Художник в дизайне.М.,1974. Сапонов М. Искусство импровизации. М., 1982. Современная книга по эстетике. Антология. М., 1957. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 т. М., 1954-1961. Толстой А.Н. О литературе и искусстве. М., 1984. Толстой Л.Н. О литературе. М, 1955. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20 т. М.,1960-1965. Турчин В.С. Приблизительность как артистический прием. Опыт В. Кандинского / Феномен артистизма в современном искусстве / Отв. ред. О.А. Кривцун. М., 2008. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. Тынянов Ю.Проблемы стихотворного языка. Статьи. – М.: 1965. Шаляпин Ф.И. Письма. М., 1960. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М., 1973. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах. М., 1964-1971. Эйзенштейн С. М. Психологические вопросы искусства / Под ред. Е.Я. Басина. М., 2002. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. СПб., 2004. Эстетика за рубежом. Проблемы художественного творчества. Сб. статей. М., 1975. Этика художественного творчества. Антология. Ч.1. М., 2006. *** ЛОГИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Москва, "СЛОВО", 2011. Вниманию читателя предлагаются статьи, посвященные мало исследованным проблемам логики (и психологии) художественного творчества, в частности в работах М. Бахтина. Книга содержит также хрестоматию «Искусство и логика» и предметный указатель. ОГЛАВЛЕНИЕ Статьи ЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА 4 Логика художественного творчества 21 ИСКУССТВО И ЛОГИКА (концепция М.М. Бахтина) 40 ПСИХОЛОГИЯ И ЛОГИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ (ЧИТАЯ М.М. БАХТИНА) 46 ХРЕСТОМАТИЯ 72 Философы. Логики. Эстетики. 72 Психологи 146 Литературоведы. Искусствоведы. 185 Мастера искусств об искусстве 213 Писатели и поэты 232 Режисеры 243 Музыканты 279 *** ЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА: ПСИХОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Москва, "СЛОВО", 2011, стр. 296. В книгу включены 3 статьи и первая часть антологии «Этика художественного творчества», 2006г., где рассматриваются взгляды на этику мастеров искусства (изобразительного, актеров, режиссеров, писателей, поэтов, композиторов, музыкантов). Автор выражает благодарность Талаевой Т.П. за техническую помощь в работе над книгой. ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ 4 Нравственные стимулы художественного творчества 4 Этика художника-человека 41 Творческая этика художника 54 ХРЕСТОМАТИЯ 69 МАСТЕРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 69 АКТЕРЫ, РЕЖИССЕРЫ 168 ПИСАТЕЛИ, ПОЭТЫ 226 КОМПОЗИТОРЫ, МУЗЫКАНТЫ 272 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Аморальность Банальность Безрассудство Беспринципность Болтливость Вульгарность Выдержка Вычурность Гармония (порядок) Дисциплина (самоконтроль) Добросовестность Долг (см.: Обязанность) Здравомыслие Идеал Искренность Искусственность («деланность») Кичливость (щегольство) Кокетство Косность Ловкачество (фокусничество) Ложь (фальшь, неправда) Наивность (см.: «Детскость») Насилие (см.: Принуждение) Небрежность Необузданность Неопределенность Новое - чувство Оригинальность Ответственность Ошибки Пошлость Правдивость Притворство Принципиальность Решительность (см.: Смелость) Рутина Самонадеянность (самоуверенность) Справедливость Точность (безошибочность, четкость) «Хулиганство» Честность *** УНИВЕРСАЛИИ И СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ Е.Я.Басин С.С.Ступин Москва, "СЛОВО", 2012, стр. 336. Редактор Т.В.Бондаренко В теоретических статьях книги разрабатывается проблема «архетипов» художественных форм. Универсалии художественного языка анализируются с учетом специфики отдельных жанров, видов искусства и конкретных произведений. Особое внимание уделено «метафорическому» аспекту межхудожественных аналогий («живописности» литературы, «музыкальности» поэзии, «орнаментальности» архитектуры) и феномену открытого произведения. Антологию составили высказывания философов, искусствоведов и мастеров искусства. ОГЛАВЛЕНИЕ АНТОЛОГИЯ 4 Е.Я. БАСИН УНИВЕРСАЛИИ И СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ. К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА. 255 Е.Я. БАСИН ЭМПАТИЯ И «ЯЗЫК» ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ 261 С.С.СТУПИН УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ 275 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 311 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ…………………...……….322 *** ИСКУССТВО И ЛИЧНОСТНЫЙ МАГНЕТИЗМ Москва, «СЛОВО», 2013, стр. 196. Аннотация «Искусство и личностный магнетизм»"– третья в серии («Искусство и взгляд», 2013; «"Странный" Достоевский», 2013). На основе научных и художественных текстов в книге по-новому обосновывается гипотеза об энергетической (материальной) природе психики, позволяющая объяснить с естественнонаучных позиций феномен личностного магнетизма (а также гипноз, телекинез и т.п.). Для широкого круга читателей, интересующихся «загадочными» явлениями человеческого общения. Автор выражает признательность кандидату философских наук Сергею Сергеевичу Ступину за помощь в работе над этой книгой. Редактор Т.В.Бондаренко ПРЕДИСЛОВИЕ О человеческом, личностном «магнетизме» размышляют многие мастера искусства, причем как в своих произведениях, так и в воспоминаниях, дневниках, статьях и т.п. Сюда же относятся и наблюдения о «магнетизме» в самих художественных произведениях. Этот магнетизм, конечно, обязан в своей основе особенностям личности автора. Среди мастеров искусства в антологии особое внимание уделено выдающимся знатокам человеческой психологии – Бальзаку, Л. Толстому и Достоевскому: во-первых, потому, что они много внимания уделяли этому «загадочному» явлению; во-вторых, как свидетельствуют современники, сами они были «магнетическими» личностями. Естественнонаучный подход к проблеме представлен материалами, где последовательно рассматривается общая физическая природа магнетизма, животный магнетизм и магнетизм человеческий, личностный. Некоторые подходы к освещению человеческого магнетизма были намечены в предыдущих антологиях автора (см. «Искусство и взгляд (глаза)», 2013; «"Странный" Достоевский», 2013). В послесловии к ним была сформулирована гипотеза о связи изучаемых явлений с феноменом ЭСВ, экстрасенсорной энергией. ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 3 НАУЧНЫЕ СТАТЬИ 4 МАГНЕТИЗМ 4 ЖИВОТНЫЙ МАГНЕТИЗМ 7 ДАНИЭЛЬ ВАН ТАЙЛЬ. ЛИЧНЫЙ МАГНЕТИЗМ (КУРС ЛЕКЦИЙ) 7 ГИПНОЗ 46 ПРИТЯЖЕНИЕ 47 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ 48 ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК 48 ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ 57 ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ 62 РЕЖИССЕРЫ О ФЕНОМЕНЕ ЛИЧНОСТНОГО МАГНЕТИЗМА 68 КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ СТАНИСЛАВСКИЙ 68 ВСЕВОЛОД ЭМИЛЬЕВИЧ МЕЙЕРХОЛЬД 88 ЛИЧНОСТНЫЙ МАГНЕТИЗМ МАСТЕРОВ ИСКУССТВА 95 Н. ПАГАНИНИ 95 А.С. ПУШКИН 98 О. БАЛЬЗАК 99 Л.Н. ТОЛСТОЙ 112 Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ 133 К.С.СТАНИСЛАВСКИЙ 162 В.Э. МЕЙЕРХОЛЬД 167 ПОСЛЕСЛОВИЕ. ГИПОТЕЗА 185 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 190 *** ИСКУССТВО И ВЗГЛЯД (глаза) Антология. Статьи Москва, "СЛОВО", 2014, стр. 300. Посвящается моей жене Галине Александровне Малютиной В книге рассматривается роль языка взглядов (глаз) в произведениях искусства и обыденном общении. Выясняется их психологическая и энергетическая функция (в особенности экстрасенсорная).Антология включает: художественные тексты (Бальзака, Л.Толстого и Достоевского) научные статьи, послесловие и гипотезу составителя. Книга может представлять интерес для тех, кого занимают "загадки" человеческого взгляда. СОДЕРЖАНИЕ АНТОЛОГИЯ 3 СЛОВАРНЫЕ СТАТЬИ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА. 3 СЛОВАРЬ ЭПИТЕТОВ РУССКОГО ЯЗЫКА 3 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК 8 ЛЕВ НИКЛОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ 51 ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ 93 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ РЕЖИССЕРЫ 158 КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ СТАНИСЛАВСКИЙ 158 СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЭЙЗЕНШТЕЙН 169 СОЛОМОН МИХАЙЛОВИЧ МИХОЭЛС 180 АКТЕРЫ 181 ФЕДОР ИВАНОВИЧ ШАЛЯПИН 181 МАСТЕРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 183 МАСТЕРА ИСКУССТВА ОБ ИСКУССТВЕ. 183 ПИСАТЕЛИ 192 ПОЛЬ ВАЛЕРИ 192 БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК 192 ИСКУССТВОВЕДЫ, КРИТИКИ 193 БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ АСАФЬЕВ 193 БОРИС РОБЕРТОВИЧ ВИППЕР 203 НИНА АЛЕКСАНДРОВНА ДМИТРИЕВА 204 КУЛЬТУРОЛОГИ 205 ЮЛИЯ КРИСТЕВА 205 ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ КРЕЙДЛИН 221 ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ 242 БЕРНАРД БЕРНАРДОВИЧ КАЖИНСКИЙ 242 Е.Я.БАСИН. ПОСЛЕСЛОВИЕ. ГИПОТЕЗА 264 ПРИЛОЖЕНИЕ 267 Е.Я. БАСИН КОММУНИКАТИВНОЕ МОЛЧАНИЕ (ИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО «НАСЛЕДИЯ» К.С.СТАНИСЛАВСКОГО) 267 Е.Я. БАСИН К.С. СТАНИСЛАВСКИЙ ОБ ОБЩЕНИИ НА СЦЕНЕ И ПРОБЛЕМА ЭКСТРАСЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЭСВ) 275 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 293 *** «СТРАННЫЙ» ДОСТОЕВСКИЙ Москва, «СЛОВО», 2014; С.-П., «Алетейя», 2015, стр. 279. Аннотация. Почему Достоевский и многие из тех, кто исследовал его творчество, уделяют столь большое внимание «странному» в поэтике писателю? Для ответа на этот вопрос в антологию включены отрывки из сочинений Достоевского, извлечения из статей и книг о Достоевском известных критиков и исследователей, а также «Послесловие» составителя, где излагается его точка зрения на проблему «странного» Достоевского. Антология снабжена предметным указателем. Книга может представлять интерес для тех, кто хочет «разобраться» в творчестве Достоевского, а также для литературоведов, искусствоведов и культурологов, изучающих «странное» в искусстве постмодернизма. *** ХУДОЖНИК И ФОРМА Москва, «СЛОВО», 2014, стр.216. Настоящая книга – пятая после «Искусство и взгляд (глаза)», «“Странный” Достоевский», «Искусство и личностный магнетизм», «Дух, душа и искусство», где искусство рассматривается с учетом парапсихологического понятия ЭСВ (экстрасенсорное восприятие и воздействие). Главная, но не единственная тема книги – энергетическое взаимодействие художника и форм, создаваемых в акте творчества. Материалы антологии включают высказывания из работ философов, психологов, искусствоведов и критиков, мастеров искусства, а также предисловие и послесловие автора. В приложении приводятся отрывки из других работ Е.Я.Басина, относящиеся к теме. Книга снабжена постраничным указателем ключевых слов. Издание может представлять интерес для всех, кого интересуют малоисследованные проблемы искусства. Автор благодарит кандидата философских наук Сергея Сергеевича Ступина за помощь в работе над книгой. Редактор Т.В.Бондаренко ПРЕДИСЛОВИЕ Антологии, с которой познакомится читатель, предшествовали другие антологии автора («Искусство и взгляд (глаза)», «“Странный” Достоевский», «Искусство и личностный магнетизм», «Дух, душа и искусство»), опубликованные в 2013-2014 гг. «Жанр» антологии был выбран намеренно. Образцом в известном смысле послужила «Психология искусства» Л.С. Выготского, точнее – композиция книги. Автор в ней формулирует вначале свою концепцию, а затем в соответствующих главах разбирает взгляды как тех ученых, которые могут пролить свет на его концепцию, так и тех, кто противоречит ей. При этом он обильно цитирует и тех, и других (приблизительно 40-50% текста – это цитаты). В результате такого своеобразного диалога в последующих главах автор, опираясь на «историческую эмпирию» (Л.С. Выготский) взглядов, как бы подводит итог, резюме в пользу выдвинутой им концепции и проверяет ее, обращаясь непосредственно к произведениям искусства. В названных выше антологиях и в данной работе вместо цитат приводятся отрывки из сочинений философов, психологов, искусствоведов, критиков и мастеров искусства (всех видов). В этих «кратких дайджестах» приводятся различные (иногда противоположные) точки зрения на освещаемую проблему. Чем-то эти антологии напоминают постмодернистские «коллажи». В «послесловиях» к антологиям подводится итог дискуссиям (диалогам) и более или менее развернуто формулируется авторская гипотеза – концепция. Материалы данной антологии показывают, что освещение проблемы взаимосвязи художника и формы имеет множество аспектов с учетом таких изучающих искусство дисциплин, как физиология, психология, социология, теория информации, искусствознание и др. В соответствии с авторским замыслом (концепцией, гипотезой), сформулированным в послесловии, и осуществлялся отбор материалов. Главное внимание было обращено на энергетическое взаимодействие художника (автора) и формы. УКАЗАТЕЛЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ Автор (художник) 6-27, 30-38, 41, 43-44, 55, 63, 66, 72-74, 76, 80, 82-84, 87, 89, 92, 97,100, 103,105, 106, 109, 112-114, 117, 118, 120, 121, 123, 126, 128, 136-138, 141, 142, 145, 149, 151, 155, 157, 160, 161, 163, 166-171, 174-183, 187, 188, 190, 194, 196-198, 200, 201, 204, 205 Бессознательное 11, 23, 50, 69, 71, 191-192, Дух 8, 10, 17, 19, 21, 22, 34, 62, 83, 84, 98, 107, 125, 126, 176, 191, 196, 203 Душа 10, 19, 24, 25, 27, 31, 32,34,41,48,99, 103, 123, 126, 137, 149, 168, 169, 176, 182, 187, 203 Информация 4, 87, 166 Личность 6, 14-16, 18, 26, 29, 31, 32, 39, 48, 69, 79, 84, 149, 173, 182, 183, 185, 187, 190, 198-210 Психика 39, 55, 78, 166-171, 199-211 Стиль 5, 7, 11, 17, 18, 147, 175, 186, 189, 190, 200, 208-209 Творчество 24-26, 28-31, 33, 44, 93, 101, 103, 105, 107, 117, 118, 120, 154, 164, 166-171, 173, 174, 176, 177, 183, 185, 188, 201, 204 Форма 5, 7, 8, 10-13, 15, 16, 18, 19, 21-25, 27, 28, 31-34, 36-45, 47, 48,50, 51,53-58, 60, 62, 66, 71-75, 77-79, 83, 89-96, 98, 99, 102,103, 105-109, 111-116, 118-133, 135, 136, 139, 140, 142, 144, 155, 157, 166-177, 179-180, 186-191, 194, 195, 197-198, 209 Эмпатия 27, 64, 65, 77-79, 80,106, 120, 154, 166-173, 177-182, 187, 191, 204-205 Энергия 22, 26, 28, 31, 72-75, 81, 82, 85-90, 92, 99, 116-117, 135, 140, 142, 143, 145, 148, 160-164, 166-171, 177, 198 ЭСВ 103, 145, 148, 160-164, 166-171, 173 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 3 АНТОЛОГИЯ 5 ФИЛОСОФЫ, ЭСТЕТИКИ 5 ПСИХОЛОГИ 38 Деметрий Псевдо-Фалерейский, Цицерон, Августин, Дж.Бруно, М.Монтень, Э.Э.К.Шефтсбери, Д.Юм, Дж.Рейнольдс, Ш.-Л.С.Монтескье, Э.М.Форстер, И.Г.Гердер, И.Кант, И.В.Гете, В.Гумбольдт, Г.В.Ф.Гегель, Жорж Санд, Г.Флобер, Ф.Шиллер, И.Тэн, М.Рейдер, Д.Дьюи, Г.Рид, Б.Бозанкет, Дж. Хосперс, К.Бэлл, Э.С. Брэдли, Д.У.Готшальк, Э.Баллоу, Я.Мукаржовский, М.М.Бахтин Л.С.Выготский, Р.Арнхейм ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ, ИСКУССТВОВЕДЫ 76 Я.А.Тугендхольд, Б.В.Асафьев, В.А.Фаворский, Ю.Н.Тынянов, А.А.Федоров-Давыдов, М.В.Алпатов, Дж.Ревалд, Н.А.Дмитриева, Ю.М.Лотман, А.Каменский, В.Н.Прокофьев, С.С.Ступин МАСТЕРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА………………………………………………. 97 Л.-Б.Альберти, Леонардо, Микеланджело, Дж.Вазари, Б.Челлини, Ф.Цуккаро, А.Дюрер, Л.Бернини, М.К.Латур, Э.-М.Фальконе, Дж.Рейнольдс, Ф.Гойя, Ж.О.Д.Энгр, П.Ж.Д.ДʹАнжер, Э.Делакруа, К.Коро, Ж.Ф.Милле, Г.Курбе, Г.Фюзели, У.Моррис, Ф.О.Рунге, А.Ретель, Ф.Вальдмюллер, А Сислей, П.Гоген, О.Редон, М.Дени, П.Синьяк, А.Матисс, Ж.Руо, Ж.Брак, П.Пикассо, О Роден, Э.А.Бурдель, А.Майоль, Дж.Энсор, А Хильдебранд, М.Либерманн, М.Клингер, Э.Л.Кирхнер, В.В.Кандинский, П.Клее, Л.Меднянски, П.Г.Гонзага, И.Н.Крамской, Н.Н. Ге, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, А.М.Васнецов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, А.С.Голубкина, А.Н.Бенуа, А.П.Остроумова-Лебедева, Е.Е.Лансере, К.С.Петров-Водкин, М.Ф.Ларионов, В.Ван Гог, А.А.Дейнека ПОЭТЫ, ПИСАТЕЛИ 141 Б.Л.Пастернак РЕЖИССЕРЫ, ТЕОРЕТИКИ ТЕАТРА И КИНО 142 К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, Б.Балаш, С.М.Михоэлс, С.М.Эйзенштейн, Г.Н.Бояджиев, М.А Заха-ров МУЗЫКАНТЫ, ТЕОРЕТИКИ МУЗЫКИ 163 Б.В.Асафьев ПОСЛЕСЛОВИЕ 166 ПРИЛОЖЕНИЕ 172 Е.Я.БАСИН. ИЗ КНИГ И СТАТЕЙ РАЗНЫХ ЛЕТ 172 УКАЗАТЕЛЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ 212 *** ДУХ, ДУША И ИСКУССТВО Москва, Гуманитарий, 2014, стр. 196. Светлой памяти моей сестры Иры – человека широкой души и сильного духом ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА............................................ 6 СЛОВАРНЫЕ СТ АТЬИ Толковый словарь Ушакова.......................................... 7 Толковый словарь Даля............................................... 10 Словарь эпитетов......................................................... 16 РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА Фразеологизмы............................................................ 18 Пословицы и поговорки............................................. 18 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ У. Шекспир.................................................................20 И.В. Гете.................................................................... 40 О . Бальзак.................................................................. 52 В .А. Жуковский.........................................................60 А.С. Пушкин.............................................................. 61 Е .А. Баратынский..................................................... 72 А.И. Одоевский......................................................... 72 Н .М. Языков............................................................. 73 Ф.И. Тютчев............................................................... 73 А.И. Полежаев............................................................75 Д .В. Веневитинов......................................................76 В .Г. Бенедиктов....................................................... 76 А.В. Кольцов..............................................................77 М.Ю. Лермонтов...................................................... 78 Я .П. Полонский....................................................... 87 А.А. Фет.................................................................... 88 А.Н. Майков............................................................. 89 Н .А. Некрасов.......................................................... 90 Ф.М. Достоевский.................................................... 92 И .С. Никитин........................................................... 96 А.Н. Плещеев........................................................... 96 Л .Н. Толстой........................................................... 96 С .Я. Надсон............................................................. 98 К .Д. Бальмонт......................................................... 99 В .Я. Брюсов............................................................ 99 А.А. Блок............................................................... 101 Е .И. Замятин......................................................... 107 Б.Л. Пастернак...................................................... 109 С .А. Есенин...........................................................111 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ Философы Аристотель............................................................. 114 И . Кант.................................................................. 115 Ф. Шиллер............................................................. 118 Г.В.Ф. Гегель......................................................... 121 В .И. Вернадский.................................................. 122 П. Тейяр де Шарден............................................. 131 А.Ф. Лосев............................................................. 137 Культурологи Л .Н. Гумилев.........................................................138 Психологи З. Фрейд................................................................. 141 К . Гроос................................................................ 142 А. Лоуэн................................................................ 142 В .П. Зинченко...................................................... 143 Эстетики, искусствоведы С .Т. Кольридж……............................................. 145 Н овалис................................................................ 146 Ф. Грильпарцер.................................................... 146 Б.В. Асафьев......................................................... 146 М.М. Бахтин......................................................... 147 Режиссеры К .С. Станиславский........................................... 152 М.А. Чехов........................................................... 156 С .М. Эйзенштейн............................................... 158 Мастера искусства Д анте Алигьери................................................. 158 И .В. Гете............................................................. 158 Ж.Ф. Милле......................................................... 177 Л .Н. Толстой...................................................... 177 И .Н. Крамской................................................... 177 Н .А. Касаткин.................................................... 177 Ф.И. Шаляпин..................................................... 177 ПОСЛЕСЛОВИЕ .............................................. 178 ПРИЛОЖЕНИЕ Е.Я. Басин. Б.В. Асафьев об энергетике искусства. …………………………………………..…182 Е.Я. Басин. К.С. Станиславский об общении на сцене и проблема экстрасенсорного восприятия (ЭСВ...... 183 Е.Я. Басин. С.М. Эйзенштейн об энергетическом (динамическом) аспекте искусства............................ 183 Е.Я. Басин. Послесловие к книге «Искусство и взгляд (глаза)»...................................... 185 Е.Я. Басин. Послесловие к книге «Искусство и личностный магнетизм»...................... 187 БИБЛИОГРАФИЯ ........................................... 191 УКАЗАТЕЛЬ КЛ ЮЧЕВЫХ СЛОВ Характеристики души....................................... 195 Характеристики духа......................................... 195 ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что среди метафорических характеристик «души» и «духа» и связанных с ними фразеологизмов и идиом – причем речь идет как об обыденном словоупотреблении (зафиксированном в толковых словарях и т.п.), так и о художественных текстах (фольклорных и литературных) – мы постоянно встречаем признаки, присущие явлениям, обладающим массой (веществом), энергией, движением в пространстве и времени. Следует также заметить, что термины «душа» и «дух» очень часто выступают как синонимы, они без ущерба для смысла взаимозаменяемы. Однако наличие этих двух различных слов, терминов побуждает найти отличие и специфику в их семантике. Постоянное присутствие «вещественных» и «энергетических» признаков в образных, метафорических характеристиках «души» и «духа» наводит на мысль, что за переносными выражениями, за метафорами скрывается прямой смысл, объективно характеризующий эти феномены. В этой связи уместно процитировать высказывание В.П. Зинченко, приводимое в антологии: «… полезно обратиться к забытым наукой словосочетаниям не как странным метафорам, а как к предмету серьезных научных размышлений и исследований». Свое объяснение этим фактическим наблюдениям автор пытается дать в Послесловии. СЛОВАРНЫЕ СТАТЬИ УКАЗАТЕЛЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ Характеристики души ВЕЩЕСТВЕННЫЕ: жемчужная, каменная, клубничная, купоросная, пороховая, ржавая, соломенная, твердая, тряпичная, шелковая ДИНАМИЧЕСКИЕ: беспокойная, буйная, бунтующая, вертучая, неуемная, пленная, разгульная, скованная ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ: всеобъемлющая, высокая, глубокая, кривая, обширная, прямая, расколотая, угловатая ВРЕМЕННЫЕ: вечная, зрелая, молодая, старая, юная ЭНЕРГИЙНЫЕ - физические: горячая, могучая, прозрачная, светлая, сумрачная, темная, теплая, хилая, холодная - психические: азартная, властная, впечатлительная, мечтательная, сонная, счастливая, терпеливая, томная, тоскующая, тревожная, угрюмая, унылая, хмурая - информационно-ценностные: ангельская, артистичная, возвышенная, клятвопреступная, кроткая, красивая, музыкальная, невинная, рыцарская, святая, стоическая, трагичная, тщеславная, циничная ХАРАКТЕРИСТИКИ ДУХА сильный, слабый *** «ЛЮБОВЬ И ИСКУССТВО». С.-Пб., «Алетея», 2015. Аннотация Оставляя читателя антологии наедине с яркими и глубокими высказываниями теоретиков и мастеров искусства о любви (и как в творческом акте, и в содержании произведений во впечатлении от подлинных шедевров), автор-составитель ставит главной задачей обоснование своей гипотезы об энергийной природе изучаемого феномена. Эта цель и определяет характер отбора материалов, составивших книгу. Антология может привлечь внимание тех, кого интересуют экстрасерсорные (телепатические) аспекты любви, как в искусстве, так и в жизни. В текст книги включена статья С.С. Ступина, дополняющая авторскую концепцию с позиций аналитики антропологически значимых характеристик художественных языков. *** «Ритм в искусстве». (Антология. Статьи) Москва, «Слово», 2015, стр. 166. Аннотация Предлагаемое издание продолжает серию антологий Е.Я. Басина, разрабатывающих энергетическую теорию художественного творчества («Искусство и энергия», «Дух, душа и искусство», «Искусство и взгляд (глаза)», «Любовь и искусство» и др.). Оставляя читателя наедине с интересными и глубокими высказываниями теоретиков и мастеров искусства о художественном ритме, автор в послесловии предлагает интерпретацию ритма как энергийного феномена. В книгу включена статья кандидата философских наук С.С. Ступина, где ритм анализируется в контексте антропологии базовых единиц абстрактной живописи и видеоарта. На этом заканчиваются опубликованные работы Е.Я. Басина. Автор вместе с кандидатом философских наук С.С. Ступиным готовят к публикации три новые антологии. *** Сила как художественное качество произведения. Москва, «Слово», 2015. Аннотация. Данная работа продолжает серию антологий Е.Я. Басина. В антологии «Искусство и энергия» (2005) художественная энергия ранее рассматривалась главным образом как фактор творческого акта по созданию произведения, в данной работе сила характеризуется по преимуществу как одно из важнейших художественных качеств созданного произведения, как его сила. В послесловии художественная сила получает оригинальную интерпретацию в контексте развиваемой автором энергийной концепции искусства. В конце книги приводятся ключевые слова, ориентирующие читателя в основных понятиях. В приложении приводится первая часть антологии «Искусство и энергия» (2005) содержащая высказываний о художественной энергии теоретиков искусства (философов, психологов, искусствоведов и др.) *** Впечатление и искусство. Москва, «Слово», 2015. Аннотация. Ни в одной психологической энциклопедии и ни в одном психологическом словаре, по крайней мере в отечественных, не найти разработанного представления о понятии «впечатления». Между тем, что касается «художественного впечатления», то оно – conditio sinequa non общения с искусством. Все сказанное побудило автора представить в антологии высказывания как теоретков, так и мастеров искусства, в которых художественное впечатление освещается с разных сторон: происхождение, функции, сходство и различие с «восприятием», «наблюдением», «чувством» («эмоцией»), «памятью», «длительностью» и «сохранностью» и т. п. Многие аспекты нашли отражение в предметном указателе. У автора свой взгляд на природу художественного впечатления, своя гипотетическая концепция. Она соответствует энергийному подходу в интерпретации психики вообще и художественной психологии в частности. *** Гармония как художественная категория. Москва, «Слово», 2015. Аннотация. Гармония – одна из старейших художественных категорий. В антологии приводятся высказывания теоретиков и мастеров искусства о гармонии с древнейших времен и до наших дней. Ни в одном из них не рассматривается связь гармонии с эстрасенсорной, телепатической энергией. Автор в послесловии пытается показать эту связь и утверждает, что гармония это не согласие «вещественных» элементов, имеющих массу, а согласованное единство различных материальных сил: физических, психических, духовных и т. п. Иными словами гармония – это энергийный феномен, сочетающий в себе единство энергии (в том числе экстрасенсорной, телепатической) и ценностной информации (эстетической, моральной, познавательной и др.). Гармония материальна и динамична, также, как материально и динамично все в этом мире.


Для текущей страницы нет комментариев

Оставить комментарий

Имя:
Email:
Комментарий:
- подписаться на обновления
 
eComment v.1.7.2

Поделиться с друзьями







Яндекс.Метрика Auto Web Pinger Мировые поисковики и поисковые системы интернет магазин LDW воды Форум LDW воды

2016-2020 - BasinE.ru  Все права защищены.  

Ждем ваших писем